Газ с Азербайджана пытается прорваться в страны ЕС.
В конце минувшей недели стало известно, что парламент Азербайджана ратифицировал Меморандум о взаимопонимании между правительствами Азербайджана и Турции о транзите и строительстве независимого трубопровода TANAP (Трансанатолийский газопровод) для транспортировки азербайджанского газа в Европу через территорию Турции. Данное решение вносит некоторую ясность в ту неразбериху, которая на протяжении последних полутора десятка лет существует вокруг обходных вокруг России южных газотранспортных проектов в Старый Свет.
Европейский союз уже очень давно стремится диверсифицировать поставки газа с Востока и избавиться от своей большой зависимости от российского «голубого топлива». С этой целью с конца 1990-х годов он рассматривал и даже уже формально поддерживал всевозможные проекты новых газопроводов, вроде «Южного газового коридора». Правда, в таком случае, практически всегда успешная реализация этих проектов зависела от позиции Турции, что связано с ее выгодным географическим расположением и серьезным политическим влиянием на Азербайджан – важнейшего на сегодня поставщика углеводородов Каспия.
О роли этого тандема в современной истории Евразии нужно сказать особо. Благодаря тюркской общности, Азербайджан с первых дней суверенитета приобрел в лице Турции верного союзника и опору на международной арене в своих усилиях по укреплению независимости и сохранению территориальной целостности. Немаловажное значение это имеет в связи известным азербайджано-армянским конфликтом в Нагорном Карабахе. Территориально-географическая близость Азербайджана и Турции позволяет вести им скоординированную внешнеэкономическую политику. Не случайно сегодня практически все крупнейшие энергетические и транспортные коммуникации Южного Кавказа проходят через территорию Турции. А в 2006 году был запущен в эксплуатацию нефтепровод из Баку через Тбилиси к турецкому порту Джейхан, расположенному на берегу Средиземного моря (БТД). В целом это вообще первый нефтепровод в СНГ, проложенный в обход России, который с началом своей работы существенно изменил геополитическую расстановку сил в Закавказье и во всем Каспийском регионе. Мощность БТД составляет до 50 млн. тонн в год (правда, в 2012 году по нему было прокачано менее 30 млн. тонн азербайджанской нефти). Уже вслед за БТД стали всерьез восприниматься разговоры о таких проектах, как стратегический газопровод Nabucco, İTGİ, TAP (Трансадриатический газопровод), все также нацеленные на транспортировку азербайджанского газа в Европу в обход России.
Нужно отметить, что, не смотря на особые надежды Евросоюза на Турцию в получении энергетических ресурсов Каспийского региона, Анкара очень умело использует преимущества своего географического расположения. Она преследует, прежде всего, свою выгоду, как в отношениях с Баку, так и играя на противоречиях ЕС и России.
Так довольно продолжительное время Европа питала особые надежды на проект газопровода Nabucco, для строительства которого еще осенью 2002 года в Вене был создан совместный консорциум энергетическими концернами Турции, Болгарии, Румынии, Венгрии и Австрии. Он должен был протянуться на 3,3 тыс. километров и качать 26-32 млрд. кубометров газа в год. И хотя из-за множества экономических и политических нестыковок рентабельность проекта вызывала много вопросов, Еврокомиссия и Европарламент одобрили строительство газопровода Nabucco, объявив его «стратегически важным для энергетической безопасности ЕС». Кстати, в качестве потенциального поставщика сырья в Nabucco предполагался и Казахстан.
Решения исполнительных и представительных органов Азербайджана и Турции, имевшие продолжение на минувшей неделе, показывают, что период многолетней неясности подходит к концу: стороны остановились на проекте TANAP. Для хронологии отметим, что осенью 2011 года закончились четырехлетние переговоры между двумя странами, на которых было подписано около 15 договоров, а в декабре Азербайджан и Турция подписали меморандум о взаимопонимании по созданию консорциума по строительству нового газопровода TANAP протяженностью около 2000 км. Его пропускная способность на первом этапе должна составить 16 млрд. кубометров. Закончить строительство планируется к 2017 году, когда ожидается получение газа со 2-ой стадии разработки месторождения Шах-Дениз (Шах-Дениз-2).
Безусловно, такая новость от конкурентов вряд ли понравится «Газпрому», который является монополистом по экспорту российского газа. Но вряд ли это сообщение порадует и чиновников Евросоюза. Ведь TANAP в не меньшей степени угрожает реализации проекта газопровода Nabucco, основное сырье для заполнения которого обещал Азербайджан. И хотя Анкара и Баку продолжают заверять, что их новый проект не препятствует реализации Nabucco, организаторам последнего теперь предстоит серьезно задуматься над возможной ресурсной базой.
Между тем логика Турции в выборе приоритетности между проектами достаточно очевидна. В отличие от Nabucco, Tрансанатолийский проект предполагает использовать существующие газопроводы Турции, а значит сам проект обойдется дешевле. Еще одна особенность TANAP в том, что он независим от прозападного проекта «Южный энергетический коридор» и будет строиться на средства только Баку и Анкары. В частности, его построят турецкий Botas и/или национальная нефтяная компания Turkish Petroleum (TPAO). Тем не менее, некоторая демонстративность решения Анкары подчеркивает доминирующую роль Турции на Среднем Востоке.
В ходе последних переговоров между Баку и Анкарой одним из самых сложных моментов стали коммерческие разногласия по вопросу кому, и какие доли проекта должны принадлежать. Предварительные условия были таковы, что азербайджанская SOCAR хотела иметь 80% турецкой Botas, предлагалось 20%. Но затем Анкара потребовала отдать ей контрольный пакет, что чуть не привело к срыву переговоров. В итоге азербайджанская сторона согласилась уменьшить свой контрольный пакет до 51%, а 29% распределить между ВР, Statoil и Total, участвующими в проектах по добыче газа в Азербайджане. Только после этого было получено согласие Анкары, впрочем, нужно признать, что такие стратегические соглашения ей очень выгодны. Видимо, реализуя указанный план, в конце января 2013 года SOCAR уже продала 12% акций проекта ТANAP компании ВР.
Выгода Азербайджана также вне сомнений. Отметим, что страна впервые получает возможность для прямых поставок своего газа непосредственно европейским потребителям и становится серьезным участником мирового газового рынка. В целом же тандем Анкары и Баку может представляться как часть стратегического плана по усилению тюркского фактора на всем геополитическом пространстве Евразии.