В Вене с успехом прошли Дни культуры Казахстана, которые ознаменовали начало третьего десятилетия дипломатических отношений нашей страны с Австрией.
В великолепном Моцартовском зале Konzerthaus (а это комплекс из четырех концертных площадок, основанный императором Францем Иосифом I в 1913 году) состоялось выступление талантливых и, в своем подавляющем большинстве, молодых отечественных музыкантов. С приветственным словом к присутствующим – австрийским официальным лицам, дипломатическому корпусу, представителям культурных, научных и деловых кругов, средств массовой информации и международной общественности – обратился министр культуры и информации Казахстана Мухтар Кул-Мухаммед. Он отметил, что сегодня во многих государствах мира, в том числе и в Австрии, Казахстан известен как динамично развивающаяся страна с большим экономическим, интеллектуальным и творческим потенциалом. За годы своей независимости он под руководством Президента Нурсултана Назарбаева прошел яркий путь становления. По оценкам многих европейских политиков, Республика Казахстан являетcя островком стабильности в регионе, лидером политического и экономического развития, примером мирного и гармоничного сосуществования представителей многочисленных национальностей и десятков религиозных конфессий.
Как подчеркнул М. Кул-Мухаммед, наша страна первой из стран постсоветского пространства председательствовала в ОБСЕ, является ведущим партнером ЕС в Центральной Азии. Казахстан – важнейший и третий по объему торговли партнер Австрии среди стран СНГ после России и Украины. Поступательное и стабильное развитие общества – это главный приоритет политики нашего государства, проходящий красной нитью через Стратегию «Казахстан-2050». Завершая свою речь, министр отметил важность проведения подобных мероприятий в контексте межкультурного и межнационального диалога Запада и Востока.
С ответным словом выступила уполномоченный федерального правительства Австрии по международному культурному сотрудничеству доктор Тереза Инжайн.
А потом языком музыки о бескрайней казахской степи ярко и темпераментно рассказал кюй Курмангазы «Сарыарка». Имя этого народного композитора достойно носит Государственный академический оркестр казахских народных инструментов, которым продирижировал хорошо известный европейской публике маэстро Алан Бурибаев. По его инициативе и при активном участии впервые за рубежом, в Германии, была поставлена опера А. Жубанова и Л. Хамиди «Абай». Дуэт из нее («Тойбастар») исполнили заслуженные деятели РК Айгуль Ниязова и Азамат Желтыргузов.
Заметим, что и эти артисты, и многие другие из выходивших в тот день на сцену не впервые выступали в столице Австрии. Для Азамата, например, Вена – счастливый город. Три года назад после концерта в зале Дворца Хофбург по случаю вступления Казахстана на пост председателя ОБСЕ народный артист СССР Евгений Нестеренко пригласил его на стажировку. Учеба дала прекрасный результат: за полгода певец стал победителем трех международных конкурсов, лауреатом Государственной молодежной премии «Дарын», а через год – самым молодым заслуженным деятелем республики. Но артист на лаврах не почивает – работает в оперном театре и в филармонии, преподает в КазНУИ.
Многие зарубежные деятели искусств отмечают большую заботу нашего государства о развитии национальной культуры. Министерство оплачивает стажировки молодых артистов, отсюда такие прекрасные, итальянской «выделки» голоса Салтанат Ахметовой, Сундета Байгожина, Бауржана Андержанова, Бибигуль Жанузак, Нуржана Бажекенова, Мейира Байнешова.
В стихию народной культуры публику погружали великолепно владеющие искусством пения с домброй лауреаты республиканских конкурсов Бибигуль Сауытова («Айнамкөз» Мухита) и Жаксыгельды Маясаров («Сайра, бұлбұл» М. Ержанова). А что такое айтыс, наглядно показали заслуженный деятель РК Бибигуль Жанузак и лауреат международных конкурсов Нуржан Бажекенов в одноименной сцене из оперы М. Тулебаева «Биржан и Сара» (дирижер – лауреат международных конкурсов Ерболат Ахмедьяров). Дополнили представление о музыке Великой степи еще один кюй Курмангазы – «Балбырауын» (дирижер – лауреат международных кокурсов Арман Жудебаев) и композиция «Бабалар сазы» в исполнении лауреатов международных конкурсов мультиинструменталиста и композитора Едиля Хусаинова и кыл-кобызистки Ардак Итикеевой. Из всех участников концерта Едиль – самый старший и опытный, представляя Казахстан, он объездил уже полмира. В звуках сменяющихся в руках артиста древних инструментов и его горловом пении слышатся и крик птиц, и звериный рев, звук то приближающегося, то удаляющегося топота копыт, вой ветра и удары бубна шамана… И венцы, как и все другие зрители, сначала замирают, загипнотизированные музыкой, которая исходит, кажется, из самой вечности, а потом взрываются аплодисментами. Добавьте сюда эффект, который производят костюмы наших артистов, выполненные в национальном стиле…
Не меньший восторг вызвало и выступление трио наших виртуозов-домбристов: заслуженный деятель РК Нуркен Аширов, лауреаты международных конкурсов Биржан Алиев и Толеби Нургали. Попурри на темы известных кюев Туркеша, Даулеткерея, Таттимбета, Тлендиева, призвано «концентрированно» продемонстрировать и талант композиторов, и безграничные возможности, на первый взгляд, простого инструмента, и блестящую исполнительскую технику. Неоднократного обладателя Президентской стипендии, отмеченного призом Фонда Первого Президента Нуркена Аширова, широкая публика ценит в основном как виртуоза, и пока мало кто знает как автора произведений для оркестра (попурри на темы кюев он написал сам). Его кумир – Нургиса Тлендиев, который композиции тоже специально не учился, однако все знают его прекрасную музыку. Нуркен и сына назвал в честь любимого композитора…
В Моцартовском зале есть боковые ряды, из которых хорошо видно не только сцену, но и лица зрителей, их реакцию. Мы, журналисты, с гордостью наблюдали, как разнонациональный зал дружно приветствует наших артистов. Но если народное искусство удивляло новизной, то наши классические музыканты-инструменталисты показали высокий класс в той области, в которой на родине Моцарта и Штрауса публика разбирается хорошо. Пианист Амир Тебенихин тоже три года назад участвовал в концерте во Дворце Хофбург. На вопрос, какие важные для него события за это время произошли, он задумался: «Жизнь протекает так бурно, трудно что-то выделить…» Но потом ответил: «Сын родился в сентябре, а в апреле 2011 года я получил престижную пианистическую премию German Piano Award, которая меня очень продвинула в карьерном плане. Я начал работать с новым концертным агентством». По словам Амира, отличительная особенность этого творческого состязания – высочайший уровень участников и организации. А победитель на следующий год сам становится членом жюри конкурса, который проходит одновременно с крупнейшей в мире Франкфуртской музыкальной выставкой, в рамках которой приз и выдается. Так что казахстанский музыкант уже дважды участвовал в работе жюри German Piano Award. У организаторов есть задумка сделать эту премию музыкальным «Оскаром», и тогда уже сам факт номинации на нее будет рассматриваться как большая удача. А пока алматинские меломаны ждут встречи с замечательным музыкантом на вечере камерной музыки 27 мая и на сольном концерте – 29-го, венская публика бурно аплодировала Амиру после блестящего темпераментного исполнения Рапсодии № 15 Ф. Листа.
Скрипач Ержан Кулибаев, лауреат международных конкурсов, выпускник Высшей школы музыки Королевы Софии в Испании так же, как А. Тебенихин, сегодня живет и работает в Европе, но всегда рад гастролям на родине и каждой возможности представлять искусство Казахстана за рубежом. Для выступления в Вене он взял лирическую «Поэму» М. Тулебаева, и его скрипка буквально спела ее.
Совсем молодого пианиста Нарына Кажгалиева фамилия ко многому обязывает – сын народного артиста СССР Шамгона Кажгалиева, дирижера, долгое время возглавлявшего оркестр им. Курмангазы, и брат замечательного композитора Тлеса Кажгалиева после окончания нашей «байсеитовки» учится на первом курсе Венской консерватории. Объясняя выбор пьесы для исполнения в концерте, Нарын сказал: «Легенда о домбре» Н. Мендыгалиева – потрясающая музыка, которая достойно представляет композиторскую и фортепианную школу Казахстана за рубежом. Я не раз играл ее на конкурсах, и публика всегда принимает эту пьесу на ура».
На ура принимал зал и Венгерский танец № 5 И. Брамса, который в сопровождении оркестра (дирижер – Арман Жудебаев) исполнила на прима-кобызе заслуженный деятель РК Гульзия Стамбек.
Про Моцарта и Штрауса австрийцы могут сказать как россияне о Пушкине – «это наше все». Поэтому хиты – Rondo alla turka (или Турецкий марш), «На прекрасном голубом Дунае» и Полька-пиццикато, артистически продирижированные Аланом Бурибаевым, заставили зал просто взорваться овациями. Думаю, и сами оркестранты по-другому играют в городе, где едва ли не за углом от концертного зала течет тот самый «голубой Дунай», в парке стоит золотая фигура Штрауса со скрипкой, а моцартовский профиль встречается и вовсе на каждом шагу – будь то афиша концерта в Курсалоне или коробка с конфетами, которую в качестве сувенира привозит из Вены, наверное, каждый турист.
По традиции завершали концерт певцы. Дивный тенор заслуженного деятеля РК Нурлана Бекмухамбетова заставил публику заслушаться дорогой сердцу каждого казахстанца песней Абая «Айттым салем, Каламкас», а затем переключиться на легкомысленную Песенку Герцога из оперы Дж. Верди «Риголетто». Продолжая тянуть последнюю ноту, Нурлан эффектно ушел со сцены под гром аплодисментов.
Маленькими спектаклями можно назвать дуэт Дона Паскуале и Малатесты из оперы Г. Доницетти «Дон Паскуале» в искрометном исполнении заслуженного деятеля РК Сундета Байгожина и лауреата международных конкурсов Бауржана Андержанова, а также дуэт Фиориллы и Джеронио из оперы «Турок в Италии» Дж. Россини. Лауреат международных конкурсов, обладательница мягкого сопрано Салтанат Ахметова пленила не только голосом, но и актерской игрой: с Бауржаном Андержановым они изобразили всю гамму чувств ссорящихся и мирящихся супругов, заслужив овации. Театром одного актера стало и выступление Талгата Мусабаева, вошедшего в роль моцартовского Дон Жуана, а подыгрывал ему, дирижируя оркестром, Алан Бурибаев. Три красавицы-сопрано – Айгуль Ниязова, Бибигуль Жанузак и Айзада Капонова – представили Вокальный дивертисмент. И если арии из опер Ф. Легара «Джудитта» и «Страна улыбок» венская публика легко узнает, то «Казахский вальс» Л. Хамиди и особенно его же «Бұлбұл» были для нее приятным открытием: фиоритуры, изображающие соловьиные трели, очень впечатлили. И на бис сопрано вышли уже вместе с тенорами – Нурланом Бекмухамбетовым, Мейиром Байнешовым, Нуржаном Бажекеновым и спели гимн молодости, веселью и любви – «Застольную» Дж. Верди. А завершила концерт песня Алтынбека Коразбаева «Казахстан», смысл которой всем уже был понятен.
После концерта зрители расходиться не спешили – в фойе сотрудники казахстанского посольства развернули небольшую выставку, где были представлены альбомы по искусству, книги, диски с записями народной музыки, открытки с видами Астаны, красотами казахстанской природы. И, конечно, люди обсуждали увиденное, делились впечатлениями.
Почтенная дама, фрау Психода, говорила, что все было грандиозно. Особенно ее поразили незнакомые инструменты, на которых исполняли классику.
– Мы все в Европе «культурно развращены», пресыщены, – шутит она. – А голоса ваших артистов свидетельствуют об огромном потенциале, они такие чистые и «неиспорченные», что у нас просто дыханье замирало.
Россиянину Расулу концерт очень понравился.
– Атмосфера была душевная, – заметил он. – Программа очень разнообразная и пели на разных языках – итальянском, немецком, казахском. Особенно понравились национальные инструменты, благодаря которым Штраус звучит оригинально.
Сергей работает в Вене гидом уже 13 лет, ему, как сам говорит, по долгу службы часто приходится сопровождать гостей на концерты и спектакли, но, к сожалению, ничего подобного раньше не видел. «Приятно удивлен, что Казахстан имеет такую богатую культуру», – признался он.
Экс-директор музея Stephansdom, историк, доктор Герхард Бюле рассказал, что он посещает много концертов, но казахстанцы на него произвели очень сильное впечатление качеством исполняемых произведений. А еще это – хороший пример того, как можно наводить мосты между Центральной Азией и Европой, строить духовную перемычку, соединяющую многие культуры. Он также рад был видеть на выставке красочные книги по искусству, которые дали возможность составить представление и о художниках Казахстана.
В рамках Дней культуры Казахстана членам делегации был показан фестиваль охоты с ловчими птицами в старинном замке Розенбург. Фоторепортаж об этом событии – в пятничном номере.
Наступило лето и каждый мечтал в столь жаркие дни иметь аппарат фризер – это изготовления твердого мороженого прямо у себя дома.