Глубоководный судовой ход «Дунай – Черное море» (ГСХ) – мощнейший, амбициозный и экономически важный проект Украины – уже несколько лет находится под угрозой ликвидации. Много сил для этого прилагает Румыния, что и понятно: ей не нужен сильный конкурент, «перетянувший» на себя 40% судопотока на Нижнем Дунае. Но есть и другие “заинтересованные лица”.
Хотели себе собачку – акита ину собаки цена удивит.
Об этом пишет еженедельник 2000 в статье «Нелегко закрыть Дунайские ворота», обвиняя страны НАТО и ЕС в скоординированной деятельности, направленной на недопущение реализации транзитного потенциала Украины.
Автор статьи напоминает, что принятые в 2004 г. на правительственном уровне решения позволили в течение нескольких лет построить на Дунае канал для прохождения судов полностью по украинской воде – устью Быстрое. Канал составил конкуренцию Румынии, которая с 1997-го по 2005 г. оставалась монополистом судоходства на данном участке.
Сооружение украинского канала обошлось в 540 млн. грн., а поддержание в рабочем состоянии – до 40 млн. грн. ежегодно: эти средства идут на постоянные дноуглубительные работы. Это обычная практика для судоходных каналов, проложенных через дельты крупных рек.
Ежегодно по устью Быстрое проходит более 1400 судов с осадкой до 5,8 м. Объем грузопотока, который проходит через украинскую часть дельты, достигает 3 млн. т в год, через румынскую – до 3,5 млн. т в год. При этом прохождение через «украинские ворота» обходится на 40% ниже по сравнению с запросами румынского конкурента.
Однако украинский канал с самого начала относили к проблемным, так как трасса проходит через Дунайский биосферный заповедник. Это и стало козырной картой для Бухареста, желающего сохранить свое монопольное положение в судоходстве в дельте Дуная.
В связи с этим румынской стороной и была начата кампания по экологической дискредитации украинского канала. В том числе, с помощью «независимой» экологической экспертизы. Начался вброс в СМИ сообщений о якобы угрозе экологической катастрофы в Придунайском регионе, через который проходит устье Быстрое.
Этот демарш поставил нашу страну в невыгодное положение оправдывавшегося и осложнил внешнеполитические отношения с международными организациями. На что, собственно, и рассчитывала румынская сторона, пишет издание.
«Показательно, что в этой ситуации МИД Украины не подал даже ноту протеста (не говоря уж о судебном иске против Румынии): видимо, чтобы не навредить «добрососедству» с государством, которое на тот момент было главным кандидатом на членство в ЕС, и не помешать евроинтеграционным интересам Киева», – отмечается в публикации.
Самое печальное, что и в самой Украине нашлись «зеленые» активисты, готовые передать Дунайское судоходство в руки соседей. Причем, не бескорыстно.
«Международная благотворительная организация «Экологія-право-людина» с офисом во Львове (ЭПЛ – www.epl.org.ua, раньше называлась «Экоправо-Львов») ведет активную протестную работу против строительства и эксплуатации ГСХ с 2003 г.», пишет еженедельник.
В частности, по искам ЭПЛ трижды в судебном порядке выяснялась правомерность экспертных выводов Министерства охраны окружающей природной среды о проекте создания ГСХ. Однако до настоящего времени нарушений природоохранного законодательства судебными органами не установлено. Не нашел таких нарушений и Украинский научно-исследовательский институт экологических проблем -УкрНИИЭП.
Но для функционеров из ООН жалобы львовских экологов оказались значимее официальных документов и строительство канала приостановили на два года, что привело к огромным финансовым и экономическим потерям Украины.
«И хотя в 2006 г. повторная экологическая проверка проекта ГСХ «Украгроинвестэкспертизой» вновь установила, что он соответствует и украинским, и международным нормам, в том же году труд львовских экологов из ЭПЛ по противодействию строительству украинского канала был отмечен по достоинству – представители ЭПЛ получили в США международную экологическую премию Голдмана в размере 125 тыс. долл.», пишет «2000».
В марте 2009-го Орхусская конвенция ООН вынесла Украине предупреждение, которое стало еще одним ударом по государственному имиджу. При этом, уточняет автор статьи, учредитель ЭПЛ, гражданка Украины Светлана Кравченко, проживавшая в США, была членом Комитета по соблюдению Орхусской конвенции. А средства на «экологическую» деятельность ЭПЛ получает от американского частного Фонда им. Чарльза Стюарта Мотта, а с 2009 г. и от Международного фонда «Відродження», финансируемого Джорджем Соросом. Подкармливают ЭПЛ и другие структуры, включая Фонд «Евразия», Агентство по международному развитию США (USAID)…
«Итак, как видим, реализация прорумынского и антиукраинского проекта по ликвидации ГСХ финансируется, координируется и контролируется из-за границы», – делает вывод автор и добавляет, что румынскую позицию поддерживает и общественный экспертный совет при Комитете по вопросам сотрудничества Украины и ЕС. Этот совет был создан народным депутатом Григорием Немырей, заместителем председателя ВО «Батькивщина», во время его пребывания на посту вице-премьер-министра в правительстве Юлии Тимошенко.
Члены этого совета в августе 2008 года подписали письма в адрес Конвенции Espoo, которым украинская сторона отозвала решение относительно проекта II этапа строительства ГСХ, принятое в декабре 2007 г.
Тем временем, пока украинский ГСХ простаивал, румыны сдирали с украинских судовладельцев от 2,5 до 5 тыс. долл. за проход одного судна, а отечественные судоходные компании ежегодно теряли не меньше 1 млн. долл., пишет еженедельник.
Если бы II этап строительства ГСХ состоялся, проходную осадку судов можно было бы увеличить до 7,20 м, что существенно повысило бы транзит и пропускную способность отечественной части дельты Дуная. Планируется также модернизировать объекты транспортной инфраструктуры по трассе ГСХ (судоремонтное производство, судовое снабжение, туризм и т. д.).
По словам Александра Голодницкого, директора ГП «Дельта-лоцман», которое отвечает за содержание и эксплуатацию украинского канала, после реализации этого проекта в украинскую дельту Дуная перейдет как минимум 60% грузопотока.
«Но беда в том, что приступить ко второму этапу Украина не может. Основное препятствие для дальнейшей реализации и завершения проекта – неурегулированность процедуры, предусмотренной Конвенцией Espoo», – подчеркивается в публикации.
Председательство Украины в 2011-м году в Международной комиссии по защите реки Дунай (МКЗД) не принесло решения проблемы. «И на прошедшем в апреле 2012 г. – первом после семилетнего перерыва – заседании украинско-румынской комиссии по вопросам экономического, промышленного, научного и технического сотрудничества проблемный вопрос о ГСХ «Дунай-Черное море» даже не поднимался», – отмечает автор.
По подсчетам «2000», в 2009 – 2011 гг. фонд «Відродження» профинансировал четыре проекта организаций ЭПЛ и одесского «Центра региональных исследований» на сумму, превышающую 607 тыс. грн. Несмотря на «экологическую направленность» названий проектов, их цель однозначна: прекращение строительства украинского канала.
Автор статьи излагает собственную точку зрения на то, почему соросовский фонд так заботится об экологических проблемах Придунавья. «Видимо, здесь следует учитывать то обстоятельство, что Румыния является членом НАТО, а Украина находится в постсоветском лагере, и совершенно очевидно, в чьем приграничном превосходстве заинтересован «мировой гегемон». Вашингтон не скрывает стремлений утвердить свои позиции в Черноморском регионе – масштабные работы в румынском порту Аджиджа, создание рекреационных баз в уезде Констанца, обсуждение детальных планов размещения военных баз…», – пишет он. Однако, «несмотря на мощное противодействие и «природоохранные» спекуляции отечественных общественников, украинский ГСХ медленно, но уверенно идет вперед». В январе этого года был установлен своеобразный рекорд – по каналу в устье Быстрое прошло 131 судно под флагами 19 стран. За тот же месяц по Сулинскому каналу (Румыния) было осуществлено 107 судопроходов. Так что есть за что побороться.
«Всей этой проблемы могло не быть, если бы в 1995 г. украинские власти не позарились на кредит Всемирного банка в размере $1,5 млн. на организацию природного заповедника «Дунайские плавни» на базе Дунайского биосферного заповедника, что привело к увеличению площади заповедника в три раза – до 46,4 тыс. га. Так что винить в происходящем нужно не только международные организации и купленных ими отечественных «экологов», но и чиновников-временщиков, для которых транзитный потенциал страны – пустой звук», – констатирует автор статьи.
Он напоминает о бескомпромиссной позиции по поводу ГСХ Президента Украины Виктора Януковича, который последовательно выступает за продолжение развития канала. “Румыния выступает против строительства этого канала. Однако мы будем решать этот вопрос, чтобы всем стало понятно, что нас никакие разговоры вокруг этого не остановят”, – говорит по этому поводу Янукович, который определил развитие транспортной инфраструктуры и возвращение активной роли Украины в транспортных потоках одним из национальных приоритетов.
Автор статьи «Нелегко закрыть Дунайские ворота» в еженедельнике «2000» выражает убежденность, что у власти хватит политической воли и твердости придерживаться этой позиции и впредь.